Комитет ветеранов спецслужб имени В.А. Вармана
Статьи

«Для гибридной войны»: зачем западные спецслужбы массово зовут на работу русистов

Иностранные разведки все активнее привлекают специалистов со знанием русского языка.

С 2014 года американские и британские спецслужбы массово размещают на западных площадках для поиска работы вакансии для русистов и людей, владеющих русским языком. Media-MIG решил поинтересоваться у экспертов, зачем западным разведчикам и контрразведчикам нужны знатоки русского языка, и имело ли место нечто подобное в прошлом.

О том, что МI-5, MI-6 и Центру правительственной связи Великобритании нужны специалисты со знанием русского языка, сообщил в 2014 году, через несколько месяцев после государственного переворота на Украине, еженедельник The Times. Ранее спецслужбы Соединенного Королевства больше всего нуждались в знатоках ближневосточных языков, но приоритеты поменялись. Работодатели не распространялись, для выполнения каких именно задач они ищут сотрудников, обещая им 25—30 тыс. фунтов стерлингов в год — зарплату, по местным меркам, не слишком высокую.

В дальнейшем количество подобных объявлений стало расти. В 2015-ом The Guardian написала о том, что спецслужбы Великобритании целенаправленно ищут студентов-русистов, которые в будущем пополнят их штат. Студенты Кембриджа, изучающие Россию и русский язык, получили на свои адреса e-mail витиеватые приглашения присоединиться к тем, кто «защищает национальную безопасность». Причем, в приглашениях подчеркивалось, что спецслужбы нуждаются, как в лингвистах, так и в специалистах в сфере информационных технологий.

В 2017-ом о наборе сотрудников-«лингвистов» с хорошим знанием русского языка объявило Центральное разведывательное управление США. Год спустя ЦРУ повторило это предложение, разместив соответствующее объявление в своих соцсетях. Потенциальным кандидатам обещали, что они помогут «раскрывать правду». За это власти США готовы были платить 56 тыс. долларов в год.

Параллельно правительство Соединенных Штатов начало разыскивать подходящих русскоязычных сотрудников для Командования разведки и безопасности Армии США и для Федерального бюро расследований. Причем, ФБР оказалось заинтересовано в очень широком круге знатоков русского языка: финансистах, лингвистах, специалистах в сфере кибербезопасности. Любопытно, что американская военная разведка предлагала соискателям зарплату от 40 до 52 тыс. долларов в год на старте, а ФБР — сразу от 62 до 80 тыс., что, по американским меркам, весьма прилично.

В 2020 году запросы западных спецслужб стали более конкретны. Руководство ФБР заявило о намерении нанять русскоязычных сотрудников в офисы в Рочестере (штат Нью-Йорк), Баффало (штат Нью-Йорк) и в Сиракузах (штат Нью-Джерси). По информации СМИ, кандидатов активно искали через соцсети.

После начала Специальной военной операции ВС РФ на Украине розыск потенциальных сотрудников вышел на новый уровень. Издание The Wall Street Journal написало о том, что ЦРУ по всему миру ищет русских, недовольных политикой официальной Москвы, и готово предлагать им сотрудничество. При этом WSJ ссылалось на заявление заместителя директора ЦРУ по операциям Дэвида Марлоу, сделанное им во время выступления в аналитическом Центре Хайдена при Университете Джорджа Мейсона. ЦРУ для вербовки «недовольных русских» даже создало специальный Telegram-канал.

В 2023 году в социальных сетях ФБР появилось заявление о наборе россиян, живущих и работающих в Соединенных Штатах.

О значении этой тенденции и ее историческом прошлом Media-MIG поинтересовался у известного российского историка спецслужб Александра Колпакиди, который рассказал, что специалистов, разбирающихся в российских реалиях, знающих русский язык, искали во время Холодной войны, ищут и сегодня. Отличаются только задачи и условия.

По словам историка, во времена существования СССР «специалистов по России» искали преимущественно среди эмигрантов, входящих в антисоветские организации: как русские, так и объединяющие представителей других национальностей, живущих в Советском Союзе — украинцев, белорусов, прибалтов.

«Их использовали для расшифровки радиоперехватов, ведения оперативной работы, пытались забрасывать в качестве нелегалов на территорию СССР — через Украину, Белоруссию, Балтийское море, Дальний Восток. Эффективность таких кадров в качестве нелегалов была низкой, их практически всегда очень быстро ловили», — отметил Колпакиди.

В наши дни, которые ставят западные спецслужбы перед сотрудниками-русистами и знатоками русского языка, изменились.

«В первую очередь Запад интересуют специалисты для гибридной войны. Выходцы из России с большим количеством подписчиков в соцсетях нужны в качестве пропагандистов. Информационная война велась и во времена СССР, но тогда возможности были ограничены — радио, листовки, распечатки. Сейчас же они, благодаря Интернету, просто огромны. Кроме того, западным спецслужбам остро необходимы специалисты по расшифровке и анализу массивов информации, перехватываемых техническими средствами», — подчеркнул историк.

Как рассказал в интервью Media-MIG президент Комитета ветеранов спецслужб Виктор Варман, массовый поиск русистов на западе обусловлен меняющимися реалиями сбора фактуры, которую сегодня ищут преимущественно по открытым источникам.   

«Военная аналитика за последние годы заметно переориентировалась и разведанные процентов на 60-70 и более черпает по итогам отработки публичных источников. Необходимость в агентурной работе, краже каких-то засекреченных отчетов не столь велика как раньше, особенно на информационном фронте. Ее заменяет штат обыкновенных, а в редких случаях - необыкновенных, работников, которые отсматривают колоссальный пласт информации по сайтам, соцсетям, форумам, собирают новостные дайджесты, изучают базы данных наших министерств».

Виктор Варман также добавил, что ситуация указывает на недостаточное внимание к реальной роли русского языка в гуманитарном противостоянии.

«Происходящее, конечно, высвечивает, насколько реально статус русского языка укреплялся за рубежом. По моему убеждению, тут прослеживается прямая связь между результатами всех программ, которые велись на этом направлении за государственный счет и тем фактом, что в условиях кризиса Россия не получила на западе ни серьезных лидеров мнений, ни дружественной прослойки тех же выпускников, отучившихся в наших вузах. Напротив, позиции русского языка перехватывают даже на ближних рубежах, в Центральной Азии, а его ценность умещается в методички западных спецслужб для нацпредателей. Русская культура осталась практически беззащитной, и эпизодические прозрения в процессе ее отмены случаются, давайте признаем, благодаря перепадам западного идиотизма, а не благодаря мягкой силе. С такой данностью бороться за гуманитарное влияние в мире - несерьезно. Это сигнал к продуманному продвижению русского языка, применению новых каналов, инструментов. Я говорю именно о прогрессивных подходах для усиления нестареющих традиций русистики». 

Владислав Князев

1 июня 2023 г.